Пишущая светом

 

Изобретённая в позапрошлом веке, она по-прежнему продолжает удивлять, а иногда и шокировать… Фотография, что в переводе означает – светопись, техника рисования светом — получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере. Под своим крылом она собрала много великих имён. В разные годы фотографией занимались цари и президенты, учёные и представители высшего общества. Но, по мере появления всё более компактной и доступной по цене техники, фотография стала массовым увлечением. В советское время практически в каждом городе существовали фотокружки, где дети постигали азы этого непростого искусства. По сути, фотограф, как и художник, «рисует» свои снимки только не кистями и красками, а с помощью камеры и специальных приёмов: поиска и выбора композиции, освещения и момента. При этом необходимо учесть характеристики и возможности аппарата. Из-за сложности технических параметров и соприкосновения с химическими реактивами для проявления снимков, фотография первоначально была исключительно мужским занятием. Но со временем прекрасная половина человечества доказала, что и она может творить шедевры…

 

      Быть женщиной-фотографом порою очень непросто. Хотя сегодня камеры и всё необходимое оборудование весит сравнительно немного и можно с ним работать почти в любых условиях, но всё же… В «горячих точках», в криминогенно опасных районах или в окружении разъярённой толпы женщины страдают чаще, чем мужчины. Однако тех, кто «заболел» фотографией, это не пугает.

Ольга Витальевна Тимонина занимается фотографией всю жизнь. В детстве она записалась в фотокружок, где преподавал тогда Михаил Павлович Медведев. С первых занятий Ольга «заболела» фотографией и, как оказалось, навсегда. Постепенно увлечение превратилось в профессию. Начинала Ольга Витальевна, как и все советские фотолюбители, с плёночных фотокамер. Свой «Зенит» она и сегодня вспоминает с особой теплотой.

- Всё-таки было какое-то особенное таинство в плёночной фотографии! – Вздыхает Ольга Витальевна. – Весь процесс рождения снимка действительно походил на волшебство. Сначала, как алхимик в тёмной лаборатории, смешиваешь реактивы для проявления плёнки и закрепления изображения на бумаге, выдерживаешь оптимальную температуру, следишь, чтобы не засветилась плёнка… А потом у тебя на глазах кадр начинает проступать на совершенно белом листе. Только теперь видишь во всех подробностях результат своего труда…

Раньше было намного сложнее, но при этом интереснее. Все настройки и параметры на фотокамерах выставлялись только вручную. Снял кадр и всё, уже ничего не исправишь, а увидишь, что получилось, когда напечатаешь. Поэтому в современном ритме жизни цифровая фотография стала оптимальным вариантом. Ольга Витальевна тоже предпочитает работать с цифровыми камерами. Конечно, ведь они более удобные – снимки можно сразу увидеть на экране, больше не надо работать с химикатами, да и с помощью компьютера и специальных программ всегда можно обработать кадр. Благодаря большому опыту, она быстро освоила все премудрости постоянно совершенствующейся фототехники и программного обеспечения. Помимо съёмки и обработки, она ещё занимается печатью изображений. Подбирает хорошую бумагу и заправляет картриджи для принтера, чтобы качество было, как можно лучше.

 

      У фотографии, как и у живописи, есть различные жанры – пейзаж, натюрморт, портрет, жанр, репортаж, архитектурная фотография и т.д. Ольга любит снимать и пейзажи, и старинные здания, но больше всего – портреты. Как тонкий психолог, она находит подход к каждому человеку. Стоит ей взглянуть на клиента, и она уже знает, как нужно посадить его, как выставить свет, что нужно подчеркнуть и т.п. Она пробовала себя в натюрморте и устраивала персональную выставку, но более детально заниматься этим жанром у неё пока не хватает времени – то съёмка свадьбы, то юбилея, то портрет на документы. Ведь фотография для Ольги Витальевны не просто увлечение, а работа, которая ей к тому же очень нравится.

- Когда человеку нравится его работа, значит, у него будет всё получаться, – считает Ольга Витальевна. – Главное в жизни – найти своё дело, то, что у тебя получается. Очень часто люди берутся за то, что им не дано и просто попусту тратят время и своё, и чужое. У настоящего фотографа, следуя совету одного из знаменитых мэтров, фотоаппарат должен всегда висеть на шее, должны быть свободными руки и голова от мыслей…

Глядя на многочисленные снимки в мастерской Ольги Витальевны, понимаешь, что она своё дело нашла. От ромашкового поля веет летним теплом, а улыбающемуся с портрета мальчику так и хочется улыбнуться в ответ. Те, кто приходят к Ольге Витальевне сфотографироваться, чувствуют, что перед ними настоящий мастер, и перед камерой начинают вести себя естественно. На вопрос: «Кого труднее снимать – мужчину или женщину, взрослого или ребёнка?» Ольга отвечает, что всех одинаково  трудно. Чтобы человек не был слишком скован и не боялся камеры, нужно побеседовать с ним, настроить на положительный лад. Ольга Витальевна умеет расположить к себе с первых минут – и пошутит, и поддержит, если нужно.

- Каждому человеку я устраиваю сессию в 25 кадров. Если хоть один ему понравился, значит, работа проделана не зря. На свадьбах я всегда делаю строгие «классические» серии. Никаких «обнимашек», кадров в стиле «куча мала» и т.п. – такие фото гостям советую делать самим на «мыльницу». В детских садиках порой приходится снимать десятки ребятишек, и на каждого тратишь от 5 до 10 дублей, да ещё несколько минут на беседу, чтобы малыш обратил внимание и посмотрел своими добрыми глазами, доверился…

Некоторые считают, что быть фотографом сегодня – дело не выгодное, что фотография умирает. На самом деле это не так. Пока мы беседуем, клиенты идут один за другим, телефон то и дело жужжит от многочисленных звонков, а принтер без передышки печатает снимки. Если вкладывать в дело, которым занимаешься, всю душу, то отбоя от желающих сфотографироваться не будет. И перелистывая альбом со старыми, пожелтевшими от времени снимками, кто-то потом вспомнит то, запечатлённое фотографом, счастливое мгновение жизни, молодости, детства…

 

Наталья Бутникова

Оставьте комментарий