С юбилеем, наше старое, доброе ПУ-7!

 

Одно из старейших учебных заведений Бологовского района отмечает 135-летний юбилей

 

В музейном зале профессионального училища №7 стоит гулкая тишина. Безмолвны старинные часы, изготовленные в Париже в середине позапрошлого века, молчат приёмные аппараты Морзе… С фотографий на вас внимательно смотрят люди, многих из которых уже и нет давно на белом свете. Эта небольшая комната буквально дышит историей, которая началась в 1879 году.

1 сентября 2014 года училище отмечало свой юбилей – 135 лет с момента открытия. Праздничные мероприятия, посвященные этой дате, пройдут 31 октября. И мы предлагаем вспомнить, как творилась история училища. Нашим проводником по страницам истории выступает музейный хранитель ПУ №7 Владимир Федорович Мартынов.

 

История, великая и славная

    В середине 19 века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой была построена Николаевская железная дорога (ныне – Октябрьская), движение по которой началось в 1851 году. Это событие послужило толчком для развития города. На станции стало работать большое количество служащих, вместе с ними проживало до 700 малолетних детей. Существующих в то время 3-х школ для их обучения не хватало. И Бологовское земство обратилось в комитет Министерства путей сообщения с просьбой об уступке дома для открытия училища. Просьба была удовлетворена, и в 1879 году в казарме близ вокзала станции Бологое открылось Бологовское техническое училище. Поначалу учащихся было немного, поэтому в 2-этажном здании они занимали лишь первый этаж. Но потребность в рабочих специалистах росла, и вскоре открылся сначала 2-й, а потом 3-й технические классы. В течение 3-х лет юноши слушали теорию, а по окончании училища им выдавали свидетельства. Разделения по специальностям тогда еще не существовало – ребята изучали все железнодорожное дело, включая строительное искусство. И только через 3 года, в зависимости от склонности ученика, ему советовали выбрать одну из служб железной дороги. Кто-то выбирал службу тяги – шел в локомотивное депо, кто-то в службу каллиграфии, кто-то в службу пути… И только отработав 2 года на предприятии, предоставив отзывы от начальства, ученик подвергался окончательному испытанию, после которого ему присваивалось звание техника 1-го и 2-го разряда. В музее училища хранится самый старый аттестат, выданный учащемуся В.Е. Панкратьеву в 1884 году. В.Ф. Мартынов рассказывает, что такой аттестат давал определенные права и преимущества – льготы по военной службе, возможность занимать средние должности на железной дороге, получение зарплаты золотом, а не ассигнациями и так далее.

В 1884 году начало работать Общество вспомощенствования, оказывающее материальную помощь нуждающимся ученикам с хорошим поведением и хорошими успехами в учебе. На средства, собранные  служащими Рыбинско-Бологовской железной дороги, был учрежден неприкосновенный капитал покойного директора этой дороги И.Ф. Кенинга, который составил 1200 рублей. Проценты с него должны были расходоваться на выдачу стипендии малоимущим ученикам железнодорожного училища. Открытие этого общества весьма способствовало тому, что училище не было закрыто. Вообще, за всю историю своего существования училище закрывалось только дважды – в ноябре 1917 года и на 3 месяца в 1941 году…

 

    В 1888 году на берегу озера Бологое специально для училища было построено 2-этажное каменное здание с 1-этажными каменными мастерскими, в котором училище располагается и по сей день. (Подобные тогда же открылись в Малой Вишере и Твери, но в настоящее время уже закрыты, а их имущество передано ПУ №7. – Прим. ред.). В Бологое это было первое здание, оборудованное электроосвещением. Старожилы рассказывали, как горожане по вечерам сбегались к училищу, чтобы через окна посмотреть на это диво – комнаты, освещенные не свечами, а электрическими лампами. Училище и мастерские были прекрасно оснащены, обучение велось по прогрессивным технологиям. На многочисленных выставках в России, во Всемирной выставке в Чикаго (1893 г.) и в Париже (1900 г.) представляло изделия, изготовленные учащимися в мастерской училища.

С еще одним знаменательным историческим событием связана история училища – в 1898 году здесь был создан Оркестр русских народных инструментов. В этом году в училище приехал для работы инженер, князь Устругов. Он самозабвенно любил русскую музыку, любовь к которой ему привил композитор и исполнитель В.В. Андреев. Князь Устругов так захватывающе играл на балалайке, что буквально завораживал учащихся. Четверо братьев Аверьяновых и два брата Анненковых сразу же записались в ученики к князю. Но судьба сложилась так, что вскоре князю пришлось уехать из училища, с собой он забрал и инструменты. Уже влюбленные в музыку, ребята упросили училищного столяра изготовить свои инструменты. Свои выступления музыканты продолжили под руководством старшего из братьев Аверьяновых. Оркестр располагался в училище вплоть до 1918 года, пока в городе не построили клуб железнодорожников.

Революционные годы внесли свою лепту в историю образовательного учреждения – оно стало именоваться Бологовским железнодорожным техникумом. Выпускникам, прошедшим полный курс обучения (5 лет), стало предоставляться право защиты диплома о высшем образовании в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. Многие выпускники воспользовались этим правом. Один из выпускников, В.А. Егоров, после получения диплома, занимал должность начальника главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения. В эти же годы в здании техникума проводились занятия Школы мастеров соцтруда (предшественницы дорожно-технической школы), где рабочие повышали мастерство, получали смежные профессии. Работала и школа фабрично-заводского обучения при Круглом депо. А перед войной впервые был обучен выпуск женщин-помощников машинистов.

 

     Великая Отечественная война. Как и многие образовательные учреждения, в августе 1941 года училище было эвакуировано в г. Барабинск (Новосибирская область). В здании училища на 2-м этаже расположилось южное управление Октябрьской дороги, 1-й этаж заняли санитарные службы. 16 декабря 1941 года от фашистов был освобожден Калинин. И в горкоме партии в Бологое был поставлен вопрос о том, чтобы вновь открыть училище. Из бывших работников на тот момент в городе оставались двое – старший мастер Николай Петрович Никитин и Федор Викторович Мартынов. (Их оставил горком партии на случай оккупации – для организации партизанских отрядов, действовавших на железнодорожном узле). Им двоим было поручено возобновить работу училища. Трудностей хватало: из всего оборудования оставалось лишь 2 молотка и тиски, здание было занято. Но всё решилось быстро. Через военкомат (время-то военное) призвали на учебу 150 юношей. Утро у них начиналось не с уроков: вместе со взрослыми мальчишки шли засыпать воронки после ночных бомбежек, помогали восстанавливать пути… В классах оказывались только в 11 часов утра. До двух часов занимались, а после обеда часов до 7-8 работали в мастерских училища – по военному заказу изготавливали детали для понтонных мостов для Волховского и Ленинградского фронтов.

Сильно пострадало училище во время страшных бомбежек в марте 1943 года, когда немецкие самолеты налетали не только ночью, но и днем. Занятия были прекращены; в здании для защиты имущества от мародеров оставались только один дежурный преподаватель и 12 учащихся. И в ночь с 18 на 19 марта разыгралась трагедия. Когда начался налет, дежурный мастер производственного обучения Дмитрий Викторович Михайлов, участник Финской кампании, отправил учащихся в укрытия, вырытые на берегу озера, а сам остался в рисовальном зале. И одна из бомб (по оценке специалистов, весом не менее 2 тонн) попала в переход между учебным корпусом и мастерскими. Корпус и мастерские были разрушены, а погибшего преподавателя нашли только через 2 дня. В память о нем в училище установлена мемориальная доска.

Восстанавливали училище своими силами. Разрушенные мастерские открылись в том же году, к 1 сентября. Для каждого учащегося была норма – сложить 100 кирпичей. А вот разрушенный корпус закончили только в 1950 году. Современные строители потом не раз удивлялись, почему у училища стены кривые. А чему удивляться, если стенами занимались 15-летние мальчишки? А помимо этого, учащиеся помогали восстанавливать и разрушенные здания в городе – например, дом №1 по ул. Кирова и Дворец спорта.

 

 

Чем живет училище сегодня

      Профессиональное училище №7 всегда славилось, в первую очередь, своим педагогическим составом и своими учащимися. Не изменяет оно этому исторически установленному правилу и сегодня. И.о. директора ПУ-7 Ж.А. Нечаева в канун юбилея рассказала о наиболее значимых достижениях за последний год.

В новом учебном году в училище обучается 220 учащихся на профессии «машинист локомотива», «проводник на железнодорожном транспорте», «электромонтер СЦБ», «слесарь по ремонту подвижного состава», «сварщик», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Первокурсники перенимают опыт старших товарищей, которые ведут более чем активный образ жизни. Учащиеся участвуют во всех конкурсах и фестивалях – как районных, так и областных. Павел Бутевич принимал участие в областной научно-практической конференции, представив свой проект (исследовательская работа по профессии СЦБ). Научным руководителем Павла является преподаватель спецдисциплин Валентин Андреевич Иванов. Их результат – 1-е место и диплом 1-й степени. Артем Артемьев  участвовал в областном смотре «Студенческая весна». Его номер «Световое шоу» заняло 1-е место, и юноша получил приглашение на участие в гала-концерте «17 мгновений весны». Также Артем представлял сочинение-эссе на всероссийский конкурс «Моя семья». Владимир Ларионов занял 1-е место в конкурсе видеороликов в номинации «За здоровый образ жизни». И нынешний учебный год начат с высокой ноты. 16 октября учащиеся Артем Артемьев и Павел Бутевич принимали участие в областном конкурсе чтецов, посвященном юбилею М.Ю. Лермонтова. Ребята были награждены дипломом Лауреата Министерства образования Тверской области и дипломом Министерства образования Тверской области.

Высокая планка взята у учащихся. Ну а как иначе, если пример они берут с педагогов, 80% которых имеют высшую квалификационную категорию и тоже занимают активную позицию в жизни образовательного учреждения. Весной на региональном этапе всероссийского конкурса «Мастер года» мастер производственного обучения Ольга Ивановна Майорова заняла 4-е место. В апреле преподаватель Галина Давыдовна Чайкина принимала участие во всероссийском педагогическом марафоне, по итогам которого получила именной пригласительный билет и участвовала во всероссийском конкурсе по русскому языку.

С таким педагогическим составом многое по плечу. И подготовка кадров по-прежнему ведется на самом высоком уровне. К примеру, в прошлом году в мониторинге по профессии «сварщик» наше училище заняло 1-е место по области среди всех заведений СПО по качеству знаний учащихся. А учащийся Михаил Корягин принимал участие в областной олимпиаде по профессии «сварщик», получив диплом участника.

 

*  *  *

31 октября училище распахнет свои двери для гостей. На торжественное мероприятие приглашены главы города и района, представители Министерства образования Тверской области, администраций г. Бологое и Бологовского района, руководители предприятий, для которых готовятся специалисты, ветераны училища, выпускники разных лет. Празднование состоится 31 октября, в 10.00 в актовом зале.

 

Надежда ВАСИЛЬЕВА

 

Оставьте комментарий