Правду о войне и Победе нельзя забывать!

 

Горящие мартовские ночи

В марте 1943 года город Бологое жил напряженной прифронтовой жизнью. Но как он выжил в кошмаре ночных авиа-налетов, продолжавшихся с 13 по 23 число? Послушайте очевидца – военного корреспондента, поэта Михаила Матусовского, говорившего в стихотворении «Сорок третий»:

 

Пылают мосты, выгибаясь дугою,

На Едрово путь перекрыт.

Горит Бологое, горит Бологое –

Которые сутки горит…

 

Десять мартовских ночей, методично – с 20-00 до 6-00 летчики фашистского Люфтваффе производили до 80 самолетовылетов для бомбежки железнодорожного узла Бологое-Медведево. Их задача была проста: перекрыть движение поездов, уничтожить обе станции, превратить железную дорогу в перепаханное поле без шпал, рельсов и мостов. Исполнение приказа фашистского командования по уничтожению Бологовско-Медведевского ж/д узла проводилось под строгим контролем Гитлера. Докладывал ему лично Геринг с предъявлением фотографий, подтверждающих слова о том, что «проклятый узел стерт с лица земли». Каждый вражеский самолет нес по 3-4 бомбы. За ночь на Бологое падало примерно 300 бомб, за 10 ночей – это около 3 тысяч бомб, сброшенных всего на 3-километровом отрезке пути от Бологое до Медведева. Воронки и неразорвавшиеся бомбы были в метре друг от друга. Чтобы получить представление об аде, далеко ходить не нужно было – всего лишь жить в Бологое.

 

Подвиг на фронте – подвиг в тылу

Известно, что в первый год войны фашисты безнаказанно летали и бомбили станцию Бологое белым днем: город не был защищен подразделениями ПВО. Но к 1943 году наши зенитные батареи, прожекторы и истребители свели на нет господство фашистов в воздухе. Тем не менее, полностью защитить железную дорогу от вражеских авианалетов они не могли.

Для ремонта путей на узле было задействовано более тысячи путейцев. Особую заботу представляли мосты, и спасибо зенитчикам, которые не позволяли фашистам точного бомбометания в районе 44-метрового моста между Бологое и Медведевым. Но мосты на участках Бологое-Злино и Медведево-Бологое-2 были разрушены, и потребовалось более 3 суток для их ремонта. Движения составов на участке Березайка-Бушевец не было более 70 часов. Как за это время напряглась ситуация в наших войсках на передовой, можно только представить.

Бологовский ж/д узел напряженно, но бесперебойно снабжал всем необходимым 4 фронта: Калининский, Северо-Западный, Волховский и Ленинградский, а также города Калинин, Ржев, Осташков, Демянск, Волхов… Объем перевозок живой силы и вооружения, восстановительных и ремонтных работ был колоссальным. На всех прифронтовых железных дорогах во время войны было задействовано до 2280 паровозов. Из 30 тысяч паровозников, работавших на этих дорогах, погиб каждый пятый, а количество раненых и контуженых не поддается измерению. Требования к железнодорожникам не уступали требованиям к военнослужащим в условиях военного времени. За грубые нарушения дисциплины железнодорожников ждала отправка в штрафные роты, а то и расстрел.

Маршал Г.К. Жуков говорил, что по мужеству и бесстрашию железнодорожники сравнимы только с солдатами на передовой. Но станция – не живое существо, она не может совершать героические поступки без людей. И вот пример мужества на трудовом посту. Вечером 13 марта 1943 года в 19-40 смену на центральном посту приняли дежурные по станции Бологое Галузина и Симаков вместе с оператором Ниной Отвагиной. В 20-00 начался шквал разрывов авиабомб. Одна из них разорвалась так близко, что наружную лестницу на 2-й этаж, где они дежурили, как «языком слизнуло». Спасение от осколков бомб и кирпичей, рельсов и щебня, влетавших в разбитые окна и через сорванную дверь, они нашли в углу под столом. Сойти вниз было невозможно: на авральных работах по восстановлению путей были задействованы все свободные руки, лестницу на 2-й этаж некому было сделать. Под авианалетом заложники провели еще одну кошмарную ночь, и только утром 15 марта они спустились вниз: вокруг одни воронки… Движением руководить не приходилось: его просто не было. Срочно нужны были рельсы и шпалы, а взять их неоткуда. Было решено начать разборку второго пути на участке Куженкино-Бологое-2. Бологовцы трудились не покладая рук, рискуя жизнями, теряя здоровье: все для фронта, все для победы – этот девиз помогал выживать в сложнейших условиях. И рядом со взрослыми трудились подростки, им помогали дети – как умели и могли. Что они понимали тогда о масштабах горя, охватившего страну? 

 

Была война, и были мы – мальцы,

солдатских вдов утешное наследство.

А с нами, обнажив свои рубцы,–

голодное,  израненное детство.

 

А память – священна!

В ходе войны особое внимание к Ржеву было приковано со стороны как советского, так и фашистского руководства. Взятие или удержание этого древнего русского города могло стать решающим, переломным моментом на стратегически важном – московском направлении наступления фашистов. Город 13 раз переходил из руки в руки! По накалу боевых сражений это был второй Сталинград, а по количеству жертв Ржев превосходил его. Миллион двести тысяч погибших советских воинов и 400 тысяч уничтоженных оккупантов – таков итог этой битвы. А сколько было раненых, пропавших без вести – кто их считал? И кто знает, сколько бойцов, боевого снаряжения, питания и всего необходимого для ведения боевых действий перевезли бригады бологовских машинистов только под Ржев, не говоря о других направлениях движения поездов. Машинисты, отправлявшиеся на Ржев и Осташков, приравнивались к смертникам, на Калинин и Волхов поездки были не менее опасными…

В 1974 году Ржев был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В мае 1985 года такой же чести была удостоена станция Бологое, единственная из всех станций на территории СССР. Высокая боевая награда – это дань памяти о тысяче трехстах погибших бологовских железнодорожниках, а также выражение признания Советским Правительством большого вклада коллективов предприятий бологовского ж/д узла в победу над фашистской Германией.

Командующий Северо-Западным фронтом, генерал армии П.А. Курочкин в своих воспоминаниях, опубликованных в газете «Новая жизнь» 9 мая 1965 года, писал: «В честь станции Бологое не взлетали в небо огни салюта. Она всего один-два раза упоминалась в сводках Советского Информбюро. И все же многим она стала известна именно в годы Великой Отечественной войны. Не как станция, разделяющая надвое Октябрьскую железную дорогу, а как важный пункт больших событий, которые происходили в дни войны в районе между Москвой и Ленинградом».

Современное поколение, молодежь, дети, будущие потомки – никто не вправе забывать о том, какой высокой ценой досталась нам Великая Победа. Десятки миллионов жертв той ужасающей войны не простят нам равнодушия, забвения или искажения правды о войне и Победе. Слишком дорогим, многомиллионным кровавым авансом оплачена сегодняшняя мирная жизнь. Помните об этом всегда!

 

Б.П. Трофимов, машинист, Почетный железнодорожник СССР,

Почетный гражданин г. Бологое

 

Оставьте комментарий